Существует две версии ее происхождения. Многие верующие считают, что икона Спасителя - нерукотворная, то есть отображенный на ней лик не нарисован, а возник на полотне после того, как Иисус Христос приложил его к своему лицу. Следовательно, икона I века. Однако академик, искусствовед Шалва Амиранашвили (1899-1975 гг.) доказал, что икона Спасителя выполнена в технике энкаустики (живопись горячими восковыми красками), которая возникла в Византии не ранее VI века.
Икона Спасителя из Анчи стала широко известна еще в XII веке, когда придворный златокузнец царицы Тамары Бека Опизари сделал для нее серебряный с золотыми вставками оклад. В XVII веке икона оказалась у семьи Амилахвари, которая и пожертвовала ее церкви святой Марии в Тбилиси.