. | |
Деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы были сооружены в 1814 к торжественной встрече русской армии, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном. В 1829-1834 вместо них были построены новые Триумфальные ворота - 28-метровая однопролётная "римская" арка из кирпича с белокаменной облицовкой, 12-ю колоннами, статуями русских войнов и "Колесницей Славы" из чугуна наверху. На некотором расстоянии от парадной въездной арки, по обеим сторонам от Б. Тверской-Ямской улицы, были построены 2 кордегардии (караульных помещения), а также перепланирована и благоустроена территория вокруг. Николай I лично утвердил надпись на Триумфальной арке: "Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения Первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826". Триумфальная арка простояла в центре Тверской заставы чуть более 100 лет, пережив постройку (1869-1870), перестройку (1907) будущего Белорусского вокзала и многочисленну смену его названий (первоначально, с 1870 - Смоленский, с 1871 - Брестский, с 1912 - Александровский, с 1922 - Белорусско-Балтийский, и лишь с 1936 - Белорусский). 3 июля 1936 "Мосразборстрой" начал снос Триумфальных ворот, по новому Генплану Москвы мешавших транспортному движению. Долгое время фрагменты арки ржавели в Донском монастыре, а часть скульптур оказалась в Музее Архитектуры. В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. Арка была разобрана, часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано этого не было. В 1966—1968 годах Триумфальная арка была воссоздана на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва». Кирпичные сводчатые перекрытия арки были заменены на железобетонные конструкции. Работа по отливке в металле была произведена на Мытищинском заводе по более 150 моделям; по деталям единственной сохранившейся колонны на заводе «Станколит» отлили 12 чугунных колонн (высота — 12 метров, вес — 16 тонн). Не следует путать Триумфальные ворота с триумфальными арками, воздвигаемыми в Москве с 1721 года по случаю различных знаменательных событий на Триумфальной площади, которая после сооружения Триумфальных ворот на площади Тверской заставы стала называться площадью Старых Триумфальных Ворот. |