. | |
Басти-д’Юрфэ (фр. Bastie d\'Urfé) — замок исторической провинции Форез (Forez) французского департамента Луара, открытый для туристов; место летних спектаклей «Бастийские ночи». В нем когда-то жил французский писатель Оноре д’Юрфэ, автор пасторального романа «Астрея» (Astrée, 1607—1627 гг.).
Воздвигнутый в XV веке, замок средневековой архитектуры был превращен позже Клодом де Форез (Claude de Forez, 1501—1558 гг.), в жемчужину итальянского и французского Ренессанса. Спасённый от разрушения в 1909 г. Форезским историко-археологическим обществом, был занесён в 1912 г. в Государственный перечень исторических памятников. Оноре д. Юрфе (фр.) Honoré d\'Urfé - французский писатель XVII века(1567-1625). Биография Оноре д\'Юрфе провёл детские годы в фамильном замке Басти, известном своей великолепной библиотекой, а затем в течение восьми лет учился в коллеже иезуитов в Париже. Примкнув в 1590 г. к Католической Лиге, в 1595 г. попал в плен и начал писать свои «Нравственные послания»(фр. «Epistres morales», в трёх книгах; публиковались в 1598 - 1608 г.), в которых пытался приложить философские теории (главным образом - идеи неоплатонизма и неостоицизма) к событиям собственной жизни. Когда дело Лиги окончательно было проиграно, Юрфе удалился ко двору своего родственника герцога Савойского По расторжении брака своего брата Анна (Anne d" Urfé, писатель, бальи области Форе) Юрфе женился в 1600 г. на его бывшей жене Диане де Шатоморан, не столько из любви, сколько по расчету, желая поправить расстроенное состояние семьи; в 1613 году супруги расстались. Среди друзей д\'Юрфе - богослов Франциск Сальский. Д\'Юрфе погиб в сражении войска герцога Савойского с армией Генуэзской республики. Оноре д. Юрфе (фр.) Honoré d\'Urfé - французский писатель XVII века-автор пасторального романа «Астрея» .Eщё в середине 1580-х годов Юрфе начал писать свой знаменитый пасторальный роман «Астрея» , первая часть которого вышла в 1607 г., вторая в 1610 г., третья в 1618 г. Две последние части издал в 1627-1628 годах его секретарь Бальтазар Баро (Balthazar Baro); пятый том был фактически написан Баро, поэтому финал романа противоречит его исходной повествовательной логике. Замыслу д\'Юрфе в большей степени соответствует финал, предложенный Мареном Леруа де Гомбервилем (1626).В центре сюжета этого огромного романа "Астреи"( l\'Astrée), опубликованного в 1607г.(в первом издании 5399 страниц) - любовь пастушки, которая носит имя греческой богини Астреи, и пастуха Селадона. Роман изобилует множеством вставных новелл (около 40) и персонажей (включая пастухов, монархов, военачальников, рыцарей, друида Адамаса и прекрасных нимф), а также поэтических включений и писем героев. «Астрея», действие которой разворачивается в исторической области Форе (территория нынешнего департамента Луара), в Галлии V века, представляет собой значительный этап в развитии еропейской пасторали и вместе с тем важнейшую веху на пути формирования прозы барокко. Д\'Юрфе подражал роману испанского писателя Хорхе де Монтемайора «Диана», «Аркадии» Якопо Саннадзаро и пастушеским драмам Торквато Тассо и Баттиста Гварини в «Аминта» и «Верный пастух». Новаторство д\'Юрфе - в соединении пасторальной условности с историческим материалом, позаимствованным им из книг Этьена Пакье ("Исследования о Франции"), Кл. Фоше, В. Жирара дю Гайана и других историков и связанным с борьбой вестготов, бургундов, франков и римлян. В военных эпизодах "Астреи" ориентиром для д\'Юрфе являлся чрезвычайно популярный во Франции XVI-XVII веков "Амадис Гальский". Самое же главное, дв™Юрфе в своем романе обстоятельно проанализировал чувство любви в его различных проявлениях. В «Астрее» отражено характерное для неоплатонизма эпохи Возрождения представление о необходимости восхождения от "любви земной" к "любви небесной" (Марсилио Фичино), однако в образе ветреника Гиласа (временами сильно напоминающего Дон Жуана) запечатлена иная - в духе либертинажа - трактовка любовного чувства. Господствующий в романе рационализм - сказавшийся, между прочим, и в делении книги на 5 частей соответственно делению драмы на 5 действий - позволяет говорить о предвосхищении автором картезианства. Роман д" Юрфе, заложивший основу прециозной литературы, имел огромный успех в течение почти всего XVII столетия и выдержал множество изданий, сокращений, переделок и подражаний. Драматурги черпали в нем сюжеты для своих произведений; сцены из «Астреи» воспроизводились в гобеленах, фарфоре; знатные дамы представали на портретах в виде пастушек и т. д. Слава «Астреи» распространилась не только во Франции, но и по всей Европе. В 1624 г. д" Юрфе получил послание от 50 владетельных и знатных особ Германии, в котором они сообщали ему, что ими основана «Академия истинно влюбленных», причем все члены ее присвоили себе имена героев «Астреи», и приглашали д" Юрфе присоединиться к ним под именем Селадона. Имя «Селадон» сделалось вскоре нарицательным. «Астрея» стала школой галантности и новой куртуазности; посетители отеля Рамбуйе были ей обязаны весьма многим. Сильное влияние «Астреи» ощущается в драматургии Пьера Корнеля (особенно ранней); роман высоко ценили Мольер, мадам де Севинье, Ларошфуко, а впоследствии и Жан-Жак Руссо. |