. | |
Замoк Кло-Люсе.
Сульпиций III из дома Амбуазов в 1214 году отдал монахиням Монсе землю, где впоследствии поднимется замок Кло-Люсе. И действительно за время правления Людовика XI на фундаменте галло-романского строения было построено здание из розового и белого камня. Оно стало собственностью фаворита короля - Этьена Ле Лу, помощника повара королевской кухни замка Плесси-ле-Тур. Поместье было окружено целой системой оборонительных сооружений, куда входила также квадратная сторожевая башня, которую мы можем видеть и сегодня. Ее стены были прорезаны узкими окнами как и те, что выходили на старую дорогу. Здесь были также потайной ход, галерея, подъемный мост. И если сегодня в этой средневековой архитектуре, облагороженной резным камнем, звучит нота Возрождения, то это только благодаря тому, что Кло-Люсе было приобретено Карлом VIII и стало королевским доменом. Акт продажи, датированный 2 июля 1490 года и записанньтй на пергаменте, в настоящее время хранится в Кло-Люсе, которое было приобретено за 3500 золотых экю. Карл VII сделал из замка Кло-Люсе настоящую королевскую резиденцию, пригласив для этой цели из Неаполя архитекторов, художников, резчиков по камню. Он приказал также построить для королевы Анны Бретанской капеллу из белого песчаника. Позднее молодой герцог Ангулемский, будущий Франциск I, приезжал сюда вместе со своей сестрой Маргаритой Наваррской, написавшей здесь сборник своих новелл "Гептамерон". Но самым великим из всех, кто вступал под своды Кло-Люсе, был несомненно Леонардо да Винчи. Затем здесь жили прекрасная Бабу де ла Бурдезьер, фаворитка короля, и Мишель дю Гаст, капитан гвардейцев Генриха 111, который принимал участие в убийстве кардинала де Гиза. Затем замок Кло-Люсе принадлежал семье д\'Амбуаз, которая спасла его от разрушения во время Революции. Он был на протяжении нескольких поколений собственностью семьи Сен-Бри, которая сохранила его до наших дней. Настоящие собственники замка пытаются с помощью Академии Изящных Искусств восстановить это здание с тем, чтобы вернуть ему тот облик, который он имел во времена Леонардо да Винчи. Работы поручены г-ну Бернару Витри, архитектору Исторических Памятников и будут выполняться художниками-реставраторами, которые теми же методами, что и их предки в XV и XVI вв., будут работать с деревом, камнем и стеклом. Благодаря их труду дом Леонардо да Винчи день за днем начнет возрождаться к новой жизни в мельчайших характерных деталях прошлых столетий: вначале кухня Леонардо (бывший Зал Гвардейцев), затем Большой зал Совета, залы подвальных этажей, где вы-ставлены созданные им машины, затем комната Маргариты Наваррской и наконец комната Леонардо да Винчи. Считается неоспоримым фактом, что в начале 1516 года Леонардо принял приглашение Франциска I посе-литься во Франции. Осенью, еще до того как выпал снег, он отправился в дорогу в сопровождении ученика Фран-ческо Мельци и своего слуги Баттисты де Вилланиса. Преодолев снежные громады Альп, он спустился в Савойю, унося с собой три свои картины: Джоконду, Св. Анну и Св. Иоанна Крестителя. Франциск I встретил его с почестями, предоставил ему замок Де Клу, возле Амбуаза, и взамен почтительно просил его только об удовольствии разрешить беседовать с ним, удовольствии, которым он наслаждался почти каждый день. По свидетельству Челлини, Леонардо полу-чал от Франциска I твердое жалованье в размере 700 золотых экю в год, а расплачивался с ним, в свою очередь, произведениями, которые он создавал. Леонардо стал непревзойденным организатором уве-селительных зрелищ двора. Чтобы отблагодарить короля за его благодеяния, он устроил 17 июня 1518 года для Франциска I и его приближенных блестящую феерию. Среди гостей был некий Галеаццо Висконти, который оставил нам детальное описание этого праздника. Однако, без сомнения, Леонардо занимался в Кло-Люсе не только организацией праздников. Существует огромное число рукописных работ Леонардо, датируемых временем после октября 1517 года, среди которых страница из Кодекса Атлантикус с пометкой "во дворце Де Клу в Амбуазе, 24 июня 1518 года". Он сделал чертежи для замка Роморантэн, разработал проект осушения района Солонь и изобрел способ изготовления разборных домиков для свиты двора, находившегося в постоянных переме-щениях. Сохранилось также большое количество рисунков Леонардо в Королевской библиотеке Виндзорского замка: головы стариков, эскизы праздничных зрелищ и аттрак-ционов, а также наброски замка Амбуаз со стороны Кло-Люсе. 23 апреля, накануне Пасхи 1519 года, Леонардо да Винчи сделал свое завещание, составленное нотариусом Королевского двора. Вот его основные распоряжения: он завещал Франческо Мельци "в благодарность за его верную службу книги, инструменты и рисунки, относя-щиеся к его живописному искусству", Баттисту Вилланису, своему слуге, "половину сада, которым он владел на территории Милана, а другую половину Салаино", своему ученику, который там уже построил дом, а своей стряпухе Матурине - "платье доброго черного сукна, подбитое мехом, штуку сукна и дукаты". 2 мая 1519 года он скончался в возрасте 67 лет и был похоронен в Амбуазе в королевском монастыре Св. Флорентина. Впоследствии его прах был перенесен в капеллу Св. Губерта замка Амбуаз. |