. | |
Лонглит - Хаус Зеленые луга и густые леса покрывают мягкие холмы Уилтшира, что в Южной Англии. В глубине этого гармоничного, дружелюбного культурного ландшафта расположился замок Лонглит, который не только считается образцом архитектуры елизаветинского ренессанса, но и играет передовую роль в современном использовании помещичьих усадеб и дворцов в рамках туризма. Когда-то в этом месте находился августинский монастырь, землю после его упразднения в 1540 г. за 53 английских фунта купил сэр Джон Тинн. Он поручил Роберту Смитсону, лучшему архитектору того времени, спроектировать и построить замок, приличествующий его положению. Основная часть здания была возведена в 1572-1580 гг. из самого любимого в Англии строительного материала - жженого кирпича, имевшегося в достаточном количестве. Его малые размеры позволяли к тому же украшать здание тонким орнаментом. Смитсон ориентировался в своей работе на палаццо в стиле ренессанс, которые появились в Северной Италии, и предложил проект компактного, но виртуозно скомпонованного здания. Замок представляет собой 3-этажное здание, 4-угольное в плане, с двумя внутренними дворами. Средний этаж является главным, что можно понять уже издали по более высоким окнам. Довольно новой для того времени была строгая сдержанная симметричность фасада: короткие стороны прямоугольника размечены угловыми ризалитами и центральным ризалитом с двумя дверьми. Длинные фронтоны членят угловые ризалиты и два центральных ризалита. Все ризалиты занимают пространство в два окна. Центр длинного фасада отмечен главным порталом с лестницей. Портал фланкирован колоннами и увенчан треугольным щипцом. Карнизы между этажами связывают выступающие части здания с основной поверхностью фронтонов. Это подчеркнутое горизонтальное членение фасадов создает ощущение приземистости здания. Противовесом служат высокие окна, стремящиеся вверх, а также ряд обрамляющих их пилястр на ризалитах. Следуя итальянским образцам, архитектор использовал пилястры дорического, ионического и коринфского ордера. В оформлении крыши присутствуют как горизонтальные, так и вертикальные линии: балюстрада полностью окаймляет плоскую крышу и горизонталью прерывает вертикальные линии фасада, а многочисленные выдающиеся трубы, напротив, стремятся вверх, словно пытаясь дотянуться до неба. Если внешний облик замка Лонглит по прошествии веков сохранился в первоначальном виде, то внутреннее убранство претерпело множество изменений: как и во многих старых замках и домах, его обитатели постоянно обновляли интерьер в соответствии со своими вкусами и современным комфортом. От елизаветинской эпохи строительства замка сохранился только вестибюль с деревянным балочным потолком. Остальная часть внутренних помещений была оформлена заново в XIX в. В демонстрационных залах наряду с кессонами, гобеленами, бархатными и кожаными обоями можно увидеть картины, среди которых есть работы Тинторетто и Рёйсдала. Особенно сильно были изменены личные покои Александра Тинна, седьмого графа Батского, прямого наследника основателя замка и теперешнего его владельца. Этот очень эксцентричный человек не только пишет мемуары, но и дает выход своей творческой фантазии с помощью кисти и красок. "Моя душа через замочную скважину" - так называет он цикл красочных, бурлескных стенных панно, украшающих столовую, детскую и бильярдную. Для своих гостей он расписал комнату Камасутры со сценами из одноименной книги об искусстве любви и галерею, которую он называет wlfelets, с портретами своих возлюбленных в хронологическом порядке. Лорд Батский полон нетрадиционных идей, что проявляется также и в управлении замком. Те, кто посещают замок из любви к архитектуре, истории искусства и культуры и не предупреждены об экстравагантных интересах хозяев замка, возможно, придут в ужас: в парке гуляют львы и слоны, жирафы и зебры, щиплют типично английский газон, а также обитают белые тигры. В Лонглите находится самый старый парк-сафари Великобритании. Отец Александра открыл его в 1966 г., чтобы окупить большие расходы по содержанию замка. "Таймс" предостерегала англичан от посещения этого "опасного безумства". Сын решил не отставать от отца: став в 1992 г. хозяином замка, он существенно расширил его развлекательные возможности, включив в них парк со всевозможными декоративными изысками, которые по-прежнему привлекают туристов классическими элементами английского ландшафта. В Лонглите также жива и всячески поощряется традиция лабиринтов в полном соответствии с девизом лорда Батского Со tо Longleal to get lost ("Попадешь в Лонглит - пропадешь"). Зеленый лабиринт в парке Лонглита считается самым большим и запутанным в мире. |