. | |
Существует расхожее мнение, что англичане очень сдержанные люди, склонные к преуменьшению. Посещение Монтакъют-Хауса позволит убедиться в этом: прекрасный замок в елизаветинском стиле считается всего лишь помещичьим домом, что не только не отражает истинных достоинств этого здания, но и является вопиющей несправедливостью. Неслучайно именно здесь снимали отмеченный призами фильм «Чувство и чувственность». В графстве Сомерсет, неподалеку от Иовила, есть романтическая деревушка Монтакьют, которая считается историческим памятником и находится под охраной государства. Дома в теплых, медовых тонах ярко сияют на солнце, потому что сложены, как и расположенный несколько в стороне Монтакьют-Хауса, из хэм-хиллского камня, типичного для этих мест известняка, который добывают неподалеку, в каменоломнях Хэм-Хилл. Своим именем замок и деревня обязаны горе Св. Михаила, которую называют еще «острой горой». На ее вершине стоит обзорная башня, с которой открывается вид на окрестности, деревню и замок. В конце XVI в. Эдвард Фелипс велел построить Монтакьют-Хаус, который был закончен в 1599 г. Удачливый адвокат, который при Джеймсе I был спикером в палате общин, принадлежал к возвысившейся в это время аристократии, которая хотела утвердить свой новый статус. Им нужны были дома, в которых они могли бы принимать членов правительства или даже королеву. Особенно много таких домов, называемых Prodigy Houses (чудо-домов), появилось в период с 1570 по 1620 г. Монтакьют-Хаус отличается скромной элегантностью, как в украшении фасада, так и общим архитектурным решением. Он построен в виде буквы «Н», где короткую перекладину представляет главный корпус замка, к которому спереди и сзади пристроены боковые флигели. Здание завершается плавной линией щипцов, выдавая фламандское влияние. В центре главного тракта выделяется центральный ризалит, обрамленный пилястрами, подчеркивая таким образом вход в замок. Большой портал украшен деталями, повторяющими очертание арки, что особенно характерно для готических и романских церквей. Над входом расположен герб, типичный элемент архитектуры Тюдоров. Над ним — роскошный фриз, который сдерживается каннелированны-ми пилястрами. Большие окна с горизонтальными и вертикальными линиями являются реминисценциями из перпендикулярного стиля, стилевого направления поздней английской готики. Окна выполняют задачу членения фасада, но их не так много, как в Хардвик-Холле или Уолатон-Холле, о которых говорят, что «там стекла больше, чем стен». Зато все они обрамлены каннелированными пилястрами, еще один вертикальный акцент, который оптически гасится горизонтальными линиями карнизов, фриза и балюстрады. Строгость этой структуры разбавляется фигурами, расположенными на уровне верхнего этажа, возвышающимися на витых колоннах. Они представляют собой изображения 9 героев в римском одеянии: Готфрида Бульонского, Карла Великого, короля Артура, Цезаря, Александра Великого, Гектора, Иуду Маккавея, Давида и Джошуа. Саму крышу с многочисленными стрельчатыми трубами окаймляет балюстрада, которая над окнами то и дело прерывается щипцами. Здание в целом отличается симметрией и удачной игрой вертикальных и горизонтальных линий. Эта концепция переносится и на окрестности замка. Оформление территории непосредственно рядом с замком решено в виде формального сада с цветочными клумбами и старыми розовыми кустами. Сад переходит в ландшафтный парк. Прямые дорожки с растущими по краям пирамидальными кустами ведут к замку, балюстрады и обелиски в переднем дворе выносят стилистические элементы здания в парк. Два изящных двухэтажных павильона в противоположных углах двора лишены какой-либо функциональной нагрузки, обеспечивая гармонию замка и его окрестностей, то есть являясь красивыми «мостиками» из внешней среды во внутреннюю. Внутри Монтакьют-Хауса расположены приятные помещения, обставленные дорогой мебелью XVII—XVIII вв. Стены комнат украшены изысканными обоями, тканями и росписями. Поскольку не во все комнаты проведено электричество, то в дождливые дни вся эта красота погружается в полумрак. Попав в Монтакьют-Хаус, непременно следует посетить длинную галерею, самую большую из подобных сооружений в Англии. Здесь выставлены картины, переданные Национальной портретной галереей для длительной экспозиции. В галерее представлено свыше сотни портретов елизаветинских и якобинских времен. |