. | |
Строберри - Хилл, Туикенем Толстая круглая башня с зубцами, элегантная высокая башня с конической крышей, массивные стены, стрельчатые окна: в Строберри-Хилл есть все, что должно быть в средневековой английской крепости. И обладая всеми этими признаками, Строберри-Хилл таковой не является! Потому что этот замок в его теперешнем виде появился в середине XVIII в., открыв в Англии стилистическое течение Gothic Revival, что означает "возрождение готики". Строберри-Хилл расположен в Туикенеме к юго-западу от Лондона, в одном из тех мест на берегу Темзы, которое наряду с Чизвиком, Ричмондом и Кью привлекало благородную, задающую тон в обществе публику григорианского времени. С начала XVIII в. у многих лондонских аристократов в Туикенеме с его слегка холмистым ландшафтом были виллы, помещичьи усадьбы или замки. Поселился здесь и Хорас Уолпол (1717-1797) - известный английский писатель, сын премьер-министра, он получил образование в Итоне и Кембридже и, перед тем как стать в 1741 г. членом палаты общин, совершил со своим другом, английским поэтом Томасом Греем путешествие по Франции и Италии. Шесть лет спустя, весной 1747 г., Уолпол снял виллу Строберри -Хилл, построенную относительно недавно, в 1698 г., а затем решился на покупку этого имения и полностью его переделал. Перестройка виллы шла, как это часто бывало в григорианские времена, не по проекту архитектора, а по планам самого хозяина замка. Таких архитекторов слегка пренебрежительно называли "архитекторами-дилетантами". Уолпол решил заниматься дилетантством не в одиночку, а в компании друзей. Он учредил "комитет хорошего вкуса", который и разделял с ним заботы по строительству замка. За следующие 20 лет вилла превратилась в небольшой неоготический замок, размерами превосходивший бывшее строение в 10 раз. В нем находились все помещения и здания, которые должны быть в замке того времени, выполняя определенную функциональную нагрузку. Здесь среди прочего была Большая галерея, импозантный вестибюль с лестницей, китайский кабинет, комната для завтраков, большое число спален, винный и пивной погреба. Распределение помещений также в основном соответствовало принятой структуре замка с хозяйственными помещениями в цокольном этаже, с приемными залами и салонами на первом и спальнями на втором. Снаружи комплекс дополнялся капеллой в лесу, типографией, "новыми службами" и коттеджем в парке. Такое разнообразие зданий и их предназначений показывает, как мало общего было у Строберри-Хилл с настоящим средневековым замком. За его строительством стояла, скорее всего, идея крепости, романтически переосмысленная в том виде, как это понимали в Европе того времени. В результате в конце XVIII и в XIX в. по всей Европе стали появляться такие романтически идеализированные замки и крепости. Примером подобного сооружения в Германии может служить замок Лихтенштейн. Столь неоправданное применение стилистических форм показывает, что главной задачей была не архитектурная функциональность или осознанная необходимость, а создание определенной атмосферы. Хозяева замков ориентировались в основном на формы поздней готики, не заботясь о том мироощущении, которое за ними стояло. Так, например, форма готической гробницы использовалась для украшения камина - вот уж точно по принципу "хорошо все, что нравится". Архитектурная необходимость готического стиля, давным-давно утраченная, превратилась в принцип декора. То, что Уолпол, затеяв строительство замка в Строберри-Хилл, сумел уловить дыхание времени, подтверждает то обстоятельство, что замок еще при его жизни стал достопримечательностью и получил большую известность, чем его литературные произведения. Хотя Уолпол и не единственный, кто способствовал оживлению готики, замок, построенный им, оказал влияние на вкус и пристрастия современников. |