. | |
Амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) или Колизе́й (лат. Colosseum, итал. Colosseo) — самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где некогда был пруд, относившийся к «Золотому Дому» Нерона. Колизей - это символ Рима и его вековой истории. Он является самым большим и красивым стадионом античного мира, построен в I веке н. эр. и имеет форму амфитеатра. Колизей был заложен императором Веспазиано (Виспасиан) в 72 году, этим жестом он желал ещё более распространить кровавый спорт гладиаторов. Закончил же постройку (через восемь лет) его сын - император Тито. По этому случаю устроили праздник, продолжавшийся ровно 100 дней. За тот период времени на арене Колизея убили 5 тысяч хищников, привезённых из северной Африки и сотни гладиаторов. Название Колизей, по одной версии, происходит от искаженного в средние века латинского слова «сolosseum» (колоссальный). По другой, от названия гигантской бронзовой статуи Колосс Нерона, стоявшей недалеко от амфитеатра. В античном Риме Колизей называли амфитеатр Флавиев. Он был заложен в 75 императором Веспасианом Флавием (9–79) и в 80 открыт его сыном Титом (годы правления 79–81). Торжества по случаю открытия продолжались сто дней. Работы по архитектурному оформлению продолжались и позже. Колизей расположен в долине между холмами Эсквилином, Палатином, Целием, на месте искусственного озера, созданного в резиденции императора Нерона (37–68), которое было осушено для строительства амфитеатра. Три века Колизей служил для устройства боев гладиаторов (запрещены в 404–405), для травли зверей (продолжались до 526), для морских боев, для которых арена заливалась водой. В 11–12 вв. Колизей становится феодальным замком-крепостью. С середины 14 в. здесь поселяются религиозные братства (на арене сооружается церковь), проводятся религиозные представления – мистерии, запрещенные в середине 16 в. Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III — паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры. В центре римского Колизея находилась арена, окружённая стрельцами, которые охраняли зрителей от нападения хищников. Вокруг арены была сооружена терраса, где располагались императорская ложа и ложи видных сенаторов, судей и пап. Император со своим приближением имел отдельный вход. Остальные зрительные места были разделены на три яруса.
Нижний ярус - знатные вельможи и богатые коммерсанты, второй - для свободных граждан Рима среднего сословия, последний - для простого люда. На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами.
А ещё выше рабов располагались моряки императорского военного флота Classis Miseniensis. Что они там делали? Они управляли огромным льняным холстом, покрывавшим Колизей сверху таким образом, чтобы арена оставалась всегда открытой. Для этого здесь была сооружена сложная конструкция, состоящая их 240 столбов, поддерживающая гигантскую материю. А поскольку моряки были отменными мастерами в управления парусов, то именно они являлись ответственными за этот сектор. Под ареной находились специальные проходы, которые использовались при проведении спектаклей, а также клетки с дикими зверями. В Колизее существовало два специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили помилованные гладиаторы, через другой выносили мёртвых.
Представьте себе, что вход в Колизей был бесплатным. Многие императоры заботились об увеселении своего народа, чтобы легче держать его под контролем. Для этой же цели перед входом на стадион бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба. Среди зрителей насчитывалось много женщин, которые являлись ярыми поклонницами этих кровавых зрелищ.
Гладиаторские бои начинались с рассветом и заканчивались в сумерки, а некоторые праздничные представления продолжались в течение нескольких дней. Спектакль, обычно, открывался выступлением празднично одетых гладиаторов, под их ногами находился деревянный настил, посыпанный песком для впитывания крови. Древние римляне любили также бои женщин-гладиаторов с мужчинами-карликами. Гладиаторы Древнего Рима Но особой популярностью пользовались водные сражения, когда арена заливалась водой. Для этой цели здесь было построена сложная гидравлическая система.
В Колизее работали 36 лифтов, управляемые вручную рабами. Каждый лифт в состояние поднимать до 10 рабов. На них также перевозили и диких животных. В 523 году н. эр., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников. На этом античном стадионе показ гладиаторских боёв продолжался до V века н. эр.
Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц. Ещё с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять её водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.
Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света. |