. | |
Большой Канал в Венеции
Трудно себе представить более прекрасный городской канал, чем Большой канал в Венеции. Этот широкий канал с удивительным обрамлением живописными дворцами и домами является центральной транспортной артерией Венеции. Канал, длина которого составляет 3 800 м, ширина колеблется от 30 м до 70 м, а глубина около 5 м, разделяет Венецию на две неровные части, впадая в широкий канал Св. Марка, в водах которого отражается грандиозный дворец Дожей. Большой канал или Каналаццо, как его называют жители Венеции, соединяет все районы города посредством трех мостов и 45 каналов, впадающих в него. Своеобразные каналы омывают дома и дворцы Венеции, их ширина колеблется от 4 до 5 м, поэтому к ним подплывают лишь гондолы. Узкие и извилистые тротуары, "капли" выходят к довольно большим площадям "кампи", к небольшим площадям "кампиэлли" или же к дворам с единственным входом "корта". Надо хотя бы раз проехать по Большому каналу на гондоле или на речном трамвайчике (вапоретто), т.к. все парадные фасады зданий в Венеции обращены в сторону водной глади. Первое знакомство с экстравагантной будничной жизнью Венеции произведет на Вас неизгладимое впечатление. На первых этажах размещаются товарные склады и лодочные причалы, а жилые помещения занимают верхние этажи. Акцент делался на самых разных формах архитектурных украшений, о чем говорит разнообразие формата и пропорций знаменитых венецианских окон. Со временем их декор усложнялся, но чаще всего - это парные ажурные или расположенные в ряд стрельчатые готические арки с характерными фигурами узоров - четырехлистником, трилистником, позднеготической розеткой. Когда бы ни смотреть на Большой канал - жарким ли летом, когда по нему плывут тысячи туристов на прогулочных катерах, называемых здесь "вапоретто", или серым пасмурным зимним утром, когда его застилает пришедший с лагун туман, - для бесчисленных гостей Венеции он всегда остается зрелищем поистине волшебным. Чарам Венеции вообще почти невозможно противостоять. Куда ни глянь - отовсюду на тебя смотрят величественные и прекрасные дворцы, образуя причудливый и таинственный мир, где отрешенное изящество готики соседствует с пышным роскошеством барокко. И почти повсюду плещет вода, омывая цоколи зданий, отражая в себе архитектурные красоты и вовлекая все и вся в поток бесконечного движения своих улиц-каналов. Венеция строилась на лагунах северной Адриатики, постепенно превращаясь в один из крупнейших центров морской торговли, какие знала история. Главным жизненным эликсиром города всегда оставалась вода, поэтому каждый год в праздник Вознесения Христова здесь одновременно проводился и пышный ритуал Spozalizio del Mar, во время которого венецианские дожи торжественно "обручались" с морем и бросали в его волны золотой перстень.
Большой канал - главная транспортная артерия Венеции, протянувшаяся зигзагообразной лентой почти на четыре километра от главного вокзала на северо-западе города до церкви Санта Мария делла Салуте и здания таможни на юго-востоке. Через него переброшены лишь три моста. Один находится возле вокзала, второй - возле "Академии" (так называется здешняя картинная галерея) и, наконец, третий - мост Риальто, самый красивый, самый знаменитый и самый древний мост Венеции. Во всех других местах, чтобы пересечь Большой канал, надо переправляться на катерах или гондолах.
Венеция строилась на множестве небольших островов, которые изначально представляли собой всего лишь илистые песчаные отмели. Город сооружался на тысячах деревянных свай, и со временем здесь возник уникальный архитектурный стиль, приспособленный к своеобразию этого омываемого морем островного ландшафта. В дворцах, расположенных вдоль Большого канала, нам явлена слава и сила Венеции всех эпох, от XII столетия до XX. Перечень архитектурных памятников, которые украшают главную улицу Венеции, столь же длинен, как и сам Большой канал.
Можно целый год, а то и всю жизнь ежедневно ездить по Большому каналу - и все равно опарывать для себя нечто новое и прекрасное. Построенный в XV веке Золотой дом (Са\' d\'Oro), видимо, все же самый знаменитый дворец на Большом канале. Его здание являет собой первоклассный образец венецианской готики (сейчас в нем размещается художественная галерея); после проводившейся в течение ряда лет тщательной реставрации Золотой дом вновь открыт для посещений.
Совсем другой тип архитектуры запечатлен во дворце Дарио, фасады которого облицованы разноцветным мрамором. В своей книге "Камни Венеции" ("The Stoms of Venice") видный философ и теоретик искусства XIX века, английский писатель Джон Рескин называет это здание выдающимся образцом раннего венецианского Возрождения.
В юго-восточном конце Большого канала расположена церковь Санта Мария делла Салуте. Ее создал зодчий Бальдассаре Лонгена в ознаменование избавления города от свирепой эпидемии чумы; строилась о на с 1631 по 1682 год. 21 ноября каждого года выстроившиеся в ряд лодки образуют в этом месте импровизированный мост через канал, по которому паломники могут пройти в церковь на традиционный торжественный молебен.
Великолепны также дворцы Фондако деи Турк и (XIII век), Джустиниани (XV век), палаццо Редзонико (XVII-XVIII век) и Ка да Моего (XIII век). |