. | |
Азэ-лё-Ридо (фр. château d\'Azay-le-Rideau) — государственный исторический памятник в одноимённой коммуне французского департамента Эндр и Луара, в 20 км на запад от Тура в направлении Шинона. Принадлежит к избранному числу замков Луары. Окружен английским парком.
Был построен казначеем Франциска I в 1510 году. Шедевр французского Ренессанса. Отдельные разрушенные части замка были заботливо восстановлены.
Азе, построенный в 1518-1527 годах на острове посреди Эндра, подобно Шенонсо, принадлежал одному из самых зажиточных турских банкиров - Жилю Бертело, который был к тому же казначеем Франции и мэром Тура. Жиль Бертело, унаследовав земли в 1518 году, сразу начал строительство замка при помощи своей супруги Филиппии Лебаи. Обязанности часто вынуждали Жиля отлучаться, и Филиппия надзирала за работами и сама принимала решения, что придало сооружению несколько женственный характер. Долина Луары, которую со времен Карла VII облюбовал двор, стала местом, где эти художники оставили свой неизгладимый след. Итальянское влияние, сказавшееся на архитектуре замка Амбуаз и выразившееся в переделках замка Блуа, вскоре стало распространяться на родовые замки аристократии и особняки богатых буржуа. Жиль Вертело, владелец части поместья в Азэ-Ле-Ридо, был в начале 1500 года крупным банкиром, отец которого - Мартин Бертело - занимал должность интенданта Финансовой палаты при Людовике XI и Карле VIII. Со своей стороны, Жиль также сделал блестящую карьеру и стал советником короля, главой Палаты счетов и правителем города Тура. Его брак с Филиппой Лебаи, владевшей основной частью территории в Азей, дал ему возможность распоряжаться всем поместьем и начать работы по строительству замка. В 1527 году Франциск I после разгрома под Павией искал как козла отпущения, так и средства для оплаты выкупа, назначенного Карлом V. Жертвой королевских репрессий пали его казначей и кредиторы, которых он разорил и отдал под суд. Многие из них происходили из Турени и были связаны родственными узами с Жилем Бертело. Ему удалось бежать в Лотарингию, и в 1520 году он скончался в Камбре. Замок Жиля в 1528 году поступил в королевскую казну, а затем Франциск I пожаловал его Антуану Раффену, своему соратнику по Павии и Мариньяно. Замок с его необычной Г-образной формой знаменует собой переход от готики к Ренессансу. Сохраняются только отдельные характерные детали готического стиля, как например островерхие аспидные крыши, и некоторые оборонительные элементы, облагороженные духом Возрождения. Своим особым рафинированным изяществом это здание обязано не только Мэтру Руссо, скульптору Пьеру Мопуэну и плотнику Жаку Торо, но также супруге благородного сеньора - Филиппе, которая лично руководила работами, что придало всему ансамблю отпечаток изысканной утонченности. Бальзак, который в окрестностях Азей сочинял свой роман "Лилия в долине", так описал Азей: "Взобравшись на утес, я впервые любовался замком Азей, этим граненым алмазом, вставленным в оправу вод Эндра, возвышающимся на сваях, замаскированных цветами". |