. | |
Ростов Великий. Древнейшая жемчужина Золотого Кольца Следующий пункт в турне по городам Золотого Кольца – Ростов Великий, один из старейших городов России, являющийся настоящей «жемчужиной» региона. Город относится к Ярославской области, является районным центром. В Ростове проживает около 34 тысяч человек, при том что первое упоминание о нём датируется давно канувшем в лету 862 годом. Сам город расположен на берегу озера Неро, в 52 км от Ярославля и 202 км от Москвы. Для того, чтобы не возникало путаницы с более известным Ростовом-на-Дону, город Золотого кольца часто называют Ростовом Великим. Современный Ростов – это, прежде всего, город-музей, обладающий драгоценными сокровищами русской национальной культуры.
В городе функционирует 12 промышленных предприятий, в основном, относящихся к лёгкой и пищевой промышленности. Крупнейшие предприятия Ростова – оптико-механический завод, кофе-цикорная и льнопрядильная фабрики. В городе одна гимназия, несколько школ, училище и два колледжа – сельскохозяйственный и музыкально-педагогический. Известнейшим предприятием, составившим славу современному Ростову является фабрика «Ростовская финифть». Традиционная роспись по эмали, развивающаяся в Ростове на протяжении нескольких столетий имеет для города особое значение. Продукция ростовских художников-эмальеров – финифтяные ювелирные украшения знамениты по всей России и обрели международное признание. Впервые Ростов упоминается в летописи под 862 годом, однако земли возле озера Неро были населены ещё в доисторические времена. Впоследствии здесь жило угро-финское племя меря. В конце IX века в междуречье Оки и Волги появляются славяне-кривичи и новгородцы. Тогда же, видимо, и возникает на берегу озера мерянско-славянское поселение Ростов, ставшее уже в Х веке одним из самых больших городов на северо-востоке древнерусского государства. Первым независимым ростовским князем стал Юрий Долгорукий. При нём княжество расширилось, а Ростов получил прозвание – Великий. В послевоенные годы Ростов становится крупным промышленным и культурным центром Ярославской области. В городе и его окрестностях действует много промышленных предприятий, Крупнейшие из них – «Рольма». Кустарный промысел – живопись по эмали – существовал в Ростове давно. Мастера финифти изготовляли иконки, образки с изображением евангелистов, «святых» сцен. Знакомство с Ростовом лучше всего начать с осмотра Ярославо-Ростовского архитектурно-художественного музея-заповедника, который размещается в Ростовском кремле. Первый музей возник в Ростове в 1883 году трудами местных любителей старины Титова и Шлякова. Он представлял собою музей церковных древностей, а после революции на базе этого музея образовался краеведческий музей. Основные его экспонаты размещены в так называемом Самуиловском корпусе. В первом зале экспонируются древние иконы XV века, часть икон собрана в окрестных селах. В следующих залах выставлены образцы искусства XVI века: надгробный покров 1514 года – вклад Василия III в Успенский собор; собрание икон XVI века, многие из которых находились в Ростовских храмах; деревянные врата из церкви Иоанна Богослова на Ишне – редчайший образец резьбы по дереву. В Белой палате, где в 1883 году впервые был открыт музей, выставлены изделия из дерева, образцы резьбы по дереву, врата, скульптуры, предметы хозяйственного обихода – скалки, прялки и пр. Всё собранное здесь свидетельствует о высоком художественном вкусе и мастерстве русских ремесленников. В кремле открыты для осмотра церкви Вознесения, Спаса на Сенях, Иоанна Богослова и переходы между ними. В Ростове проделана большая работа по реставрации кремля после обрушившегося на него смерча в августе 1953 года. Храмам вернули прежнюю форму покрытий, а башням – кровлю лемехом. В центре города у берега озера расположен ансамбль Ростовского митрополичьего двора XVI-XVII веков. С севера к нему примыкает соборная площадь с Успенским собором и звонницей, с юга – митрополичий сад, обнесённый невысокой оградой. Весь комплекс построек представляет памятник русского зодчества, имеющий мировое значение. Сохранившийся до наших дней Успенский собор относится, как полагают, к концу XV или XVI веку. Ростовський Успенский собор во многом сходен с одноименным Московским. Это монументальное здание, выполненное в простых и благородных формах. Высота собора с крестом 60 м. Звонница собора построена в 1682-1687 годах. Вначале она была трехпролётная, затем к северному торцу пристроили пролёт для самого большого колокола весом 32 тонны. Для звонницы были отлиты 13 колоколов, некоторые из них получили имена; так, самый большой называется Сысой, другие – Лебедь, Полиелейный и т.д К югу от Соборной площади ещё в XII веке находились деревянный Владычный двор и деревянные княжеские хоромы. В XVI веке на их месте возникли каменные постройки, которые затем вошли в ансамбль Ростовского кремля. Кремль обнесён каменными стенами с башнями и в плане представляет почти квадрат с выступом в юго-восточной части, где в древности находился Григорьевский монастырь. Северная стена кремля отделяет его от соборной площади, стены имеют 11 башен и внешне выглядят как крепостные сооружения. С юга к кремлю примыкает бывший митрополичий сад, обнесённый невысокой кирпичной оградой. Не менее великолепный облик имеет и Церковь Воскресенья над «Святыми воротами». Благодаря общности архитектурных форм и деталей обработки церковь органически вписывается в ансамбль соборной площади. Нарядные наличники окон северного фасада, резной камень, изразцы, аркада галереи придают сооружению парадность. Красочность галереи и ворот подчёркивает спокойная обработка плоскостей стен церкви. Здание храма было расписано ярославскими и костромскими мастерами. Росписи отличаются богатой цветовой гаммой, превосходной передачей движения фигур. Для усиления нарядности интерьера живописцы ввели декоративные элементы. Интерьер храма интересен ещё и тем, что иконостасом служит каменная стена, отделяющая алтарь. В Ростове сравнительно мало старых зданий гражданской архитектуры, из построек второй половины XVIII века представляет интерес «дом Серебренниковых». Фасад дома расчленён лопаткой на неравные части и украшен тесаными наличниками. |